-Ну и дождалась, наконец, от невестки разгневанный монолог на тему: “Вот если бы моя мама могла, она бы для нас все сделала”, – рассказывает подруге Лариса.
-Только вся беда в том, что ее маме помочь молодым нечем что ли? Ну, это классика жанра: отдала бы все, да нечего отдавать, – усмехается подруга.
-У нас именно так, – кивает рассказчица. – Сватья свою жизнь прожила хорошо и весело, наследство от родителей размотала, а ведь была у нее “лишняя” квартира, которую вполне могла бы дочери оставить. Но нет, хочется же жить здесь и сейчас. Вот она наряжалась, каталась по миру, с мужчинами романы крутила. А теперь, да, она на инвалидности, с почками проблемы, пенсия небольшая совсем, на черный день не отложено, промотано все, что можно было. А ведь мы с ней были в примерно одинаковом положении. Она – вдова, я в разводе давно, в одиночку детей поднимали. И я мыкалась долго вообще без квартиры, а ей досталась и от мужа, свекры бывшие не вступались, и от собственных родителей.
Ларисе 51 год, сыну 26, год назад он женился. Женщина не захотела, чтобы молодая семья жила с ней, а сын не захотела ехать к теще, которая живет в Подмосковье. Лариса его в этом прекрасно понимает: жить и тащить на горбу тещу за здорОво живешь? Лучше на съеме.
Лариса в том, что молодые арендуют квартиру и копят на свое жилье ничего страшного не видит. Она сама когда-то начинала в более скверных условиях. С пятилетним ребенком осталась без мужа, около полугода прожила, пользуясь помощью властной мамы в ее квартире, а потом все же не выдержала, ушла. У мамы был невыносимый характер.
-И карабкалась дальше сама-сама, с зарплатой и алиментами. Снимала комнату с сыном, потом выкупила ее, потом уже выкупала у наследников соседки и вторую комнату в своей двушке, – рассказывает Лариса. – На работе, бывало, почти засыпала, потому что ночами старалась подработать, шила я всегда неплохо, вот и бралась за все: то костюмы для детского танцевального коллектива, то платье кому-то на выпускной.
Со временам стало легче: сын подрос, сама выбилась в люди, смогла организовать небольшой бизнес (поэтому и деньги появились выкупить всю квартиру в собственность). Сейчас женщина еще молода, не стеснена в средствах, могла бы купить и вторую квартиру, и жилье побольше, и на курортах деньги проматывать.
-Нет, я себе в маленьких радостях не отказываю, на море езжу, обязательно зимой куда-то выбираюсь на несколько дней. А что, я кому-то должна? Нет. Разве только невестке, в ее воображении.
Избранница сына Ларисе сразу “не зашла”. Бывает такое фатальное чувство, видишь человека впервые, а он не нравится категорически. Своего мнения сыну не навязывала, но со временем убедилась, что была в своей нелюбви к невестке права.
-Мелочная, очень эгоистичная. Ее послушать, так все вокруг сволочи лишь на том основании, что живут лучше, чем она. Обычно такими брюзгами бывают вредные старухи вроде матери моей покойной, а тут – эфемерная блондиночка двадцати с хвостиком лет, – считает Лариса. – Но больше всего, конечно, ей должна почему-то я.
Дело в том, что вскоре после свадьбы молодых, через 4 месяца, не стало мамы Ларисы. Отношения у них особенно теплыми никогда и не были, к внуку, впрочем, мама тоже была довольно равнодушна. Болела старушка всего месяц, особых хлопот не доставила. И завещания не оставила, поэтому ее двухкомнатную квартиру унаследовала единственная дочь. Лариса.
-Я так думаю, что невестка ждала, что со дня на день я сыну дам ключи и скомандую: “Заезжайте”, – считает Лариса. – А я и не собиралась. Вторая квартира и мне не помешает. Да, деньги у меня имеются. Но это мои деньги. Вот не станет меня, тогда сыну и наследство перейдет. А сейчас, с какой стати? Я ее сдавать буду.
Сватья, когда сын только женился, упорно намекала Ларисе, что надо бы помочь молодым решить их квартирный вопрос. Лариса долго игнорировала намеки, а потом спросила: а сколько со своей стороны готова предоставить молодым денег в качестве помощи?
-Каких денег? Откуда у меня деньги? У меня их нет. Но ты же можешь, – ответила мама невестки. – Немножко помочь на первый взнос, немножко помогать платить ипотеку…
-Отличный вариант, – рассмеялась тогда Лариса. – А если что, то молодые квартиру поделят пополам? Или как? Отличная задумка. Прописать мой первый взнос в договоре? И править его каждый месяц, чтобы отразить помощь с платежами? Ну уж нет. Или помощь пополам, или пусть сами зарабатывают.
Сватья тогда упрекнула Ларису в том, что молодые только поженились, а она им пророчит развод, а невестка стала и вовсе на свекровь смотреть волком. Сын сопел недовольно, но молчал. А тут новый удар – квартиру унаследовала, порядок там навела и сдала, даже не предложила молодым жить там, пусть даже временно.
-И все, сдали у нашего “ангелочка белокурого” нервишки, – пожимает плечами Лариса. – Приехали ко мне, как анонсировали, для важного разговора. Начали издалека, о том, что будут платить мне за съем, ниже рынка, но будут. А узнав, что у меня уже арендаторы, невестка и психанула. Вывалила на меня про маму свою, которая бы все для них отдала, про то, что я своими руками разрушаю отношения с сыном.
-А сам сын?
-Я видела, что ему неприятно, но он молчал. И потом, посмотрела я на эту истерику и еще больше в правильности своего решения утвердилась. Они год женаты, а уже такие концерты, что дальше будет? На сколько сына хватит? Разглядит, зачем за него замуж вышли или как? Честно говоря, будь даже невестка другой, я бы сто раз подумала, помогать или нет, раз вторая сторона ничем поспособствовать не может, а в моем случае – и думать нечего.
Что думаете? Героиня права? Или Лариса просто не думает, что обижает она не только невестку, но и единственного сына? А вдруг будут жить до старости в согласии? Они-то все наживут со временем, а вот мама постареет и останется одна? Уж если есть возможность, могла бы и помочь материально, хотя бы временно пустить в квартиру бабушки молодую семью?