Марина устало откинулась на спинку дивана. День был по-настоящему тяжелый: четыре пары в институте, консультация по поводу дипломной работы, и, на сладкое, подработка в кафе.
А ведь еще три года назад жизнь казалась такой безоблачной! Просторная квартира в центре города, где девушка жила с семьей, карманные деньги. Родительская любовь… Ну, по крайней мере, она так думала.
И каково же было её удивление, когда на следующий день после восемнадцатого дня рождения, мать девушки заявила:
— Я свой материнский долг исполнила, – говорила женщина на полном серьезе, – воспитала тебя до совершеннолетия. Теперь твоя жизнь меня не касается. У тебя есть месяц, чтобы съехать из квартиры и начать полностью себя обеспечивать.
— Почему? – Марина даже слов найти не могла, чтобы поточнее сформулировать вопрос. Но женщина прекрасно поняла, что именно интересует дочь.
— Я никогда не хотела иметь детей. Твой отец, можно сказать, меня вынудил, грозя мне разводом. У меня нет материнского инстинкта, я абсолютно равнодушна по отношению к тебе. – Галина пожала плечами и улыбнулась, глядя на потрясенное лицо дочери. – Ты никогда ни в чем не нуждалась, не так ли?
После того разговора мать и дочь больше не виделись. Нет, Марина предпринимала попытки, но… Её игнорировали. Галина даже по телефону разговаривать отказалась, посылая редкие смс с поздравлениями на день рождения и новый год.
Девушке было тяжело. Очень тяжело. Чтобы случайно не встретиться и не поймать равнодушный взгляд самого дорогого для неё человека, Марина перевелась в другой институт, за сотни километров от родного дома. Да она спала по несколько часов в сутки, лишь бы успевать и учиться и работать! А ведь девушка часть заработка отправляла матери, в счет, так сказать, “дочернего” долга.
Шли годы. Марина успешно защитила диплом, устроилась на хорошую работу, вышла замуж… Родила двоих детей, которых любила больше жизни. И тут в её размеренную жизнь вклинилось прошлое.
Её нашла мать. Да спустя столько лет женщине приспичило пообщаться. И уже она звонила и слала смски дочери. А когда узнала про внуков, вообще стала требовать у Марины, что та со всей своей семьей приехала в гости.
И Марина приехала. Но останавливаться в когда-то родном доме не стала, сняла номер в гостинице.
На первую встречу девушка пошла одна, уж больно ей хотелось увидеть, что именно так изменило отношение к ней матери. Муж с детьми направились в местный парк развлечений, просто чтобы не мешать беседе.
Галина расстаралась изо всех сил. Накрыла на стол, приготовила подарки внукам. И вела себя так, словно и не было всех этих лет полного игнорирования, будто они виделись только вчера. Вот только Марина на старания матери смотрела с холодом в глазах.
Встреча Галины с внуками состоялась на следующий день. Мальчики вели себя довольно скованно, они совершенно не знали человека, что так активно набивается им в родственники. Да они даже голоса своей “бабушки” никогда не слышали! И никакие игрушки этого не изменят!
Женщина была явно недовольно отношением детей, но вслух ничего не говорила, лишь пригласила прийти завтра. На что Марина, убедившись, что семья вышла из подъезда, спросила:
— Ты получала мои переводы?
— Да, – недоуменно ответила женщина. – А при чем здесь это?
— С внуками познакомилась?
— Да что ты хочешь мне сказать? – начала раздражаться Галина, сразу же напоминая прежнюю себя.
— Ничего особенного. Только то, что свой дочерний долг я выполнила, и видеть тебя я больше не хочу.
Марина спокойным шагом спускалась по лестнице, ни разу не обернувшись. Она чувствовала, что больше ничего никому не должна…