— О покойных говорят только хорошее, но она, без сомнений, была особенной личностью. Никогда не здоровалась и не улыбалась. Часто ругала тех, кто ей не нравился. А Лена при этом была вся в страхе, словно подавленная.
Игорю было очень больно думать о том, насколько тяжело приходилось дочери. Он винил себя за то, что не пришёл ей на помощь. Нужно было бороться, искать их, но его останавливал страх встретиться с бывшей женой. От этого страдала именно Леночка.
Когда все документы были улажены и похороны завершились, Лена пошла вместе с отцом в новый дом.
— Скоро у тебя день рождения, — сронил он улыбку, пытаясь расположить девочку к разговору, — а что бы ты хотела в подарок?
Лена удивлённо посмотрела на него, а Игорь не сразу понял причину её удивления.
— Я не знаю. Мама никогда не дарила мне подарков. Мы никогда не отмечали день рождения.
— Почему? — удивился Игорь.
— Она считала это глупостью. Говорила, что я не заслуживаю поздравлений, будто это не моя заслуга.
— Это неправда… Каждый должен радоваться своему дню рождения, — с трудом произнёс мужчина, сжимая ком в горле.
— Можно мне тогда пакет конфет? — спросила Лена. — Я их очень люблю.
Игорь только кивнул, слова вдруг исчезли.
Позже, когда жена Игоря познакомилась с Леной, они уложили девочку спать. А он же ушёл на кухню, взял бутылку вина и выпил бокал залпом.
— Она не праздновала её день рождения… — тихо произнёс он, когда Ольга вошла. — Знаешь, что Лена попросила у меня в подарок? Конфеты… То, что у детей всегда есть. Господи, как я мог не заметить? Если у неё не было денег, зачем так поступать? Лишать ребёнка радостей просто чтобы мне навредить?!
Ольга обняла мужа.
— Не вините её. Её жизнь и так была суровым испытанием…
— Я не её виню, — ответил он. — Себя виню. Убеждал себя, что Лене с мамой будет хорошо, что поводов для беспокойства нет. А сейчас вижу ребёнка, который боится даже радоваться.
— Знаешь, — улыбнулась Ольга, — мы устроим для Лены великолепный праздник. За все те дни рождения, которые у неё не было.