Мы приехали в такую даль, чтобы отдохнуть! А тут… Дом продали… Как они посмели! И ни слова нам… Просто стыд и позор! Вот до чего жадность доводит людей! Мы же предупреждали, что едем, нельзя было бы хотя бы сообщить? И что теперь? Не знаем новый адрес, назад возвращаться – дети маленькие, им отдых необходим. Быстро собирай вещи, поедем к вам…
Наталья Ивановна выросла в большой семье. Не шутка: семь сестёр и три брата! В родительском доме, что у Одессы, никто из детей, кроме Тамары, самой младшей, не остался — все разъехались в поисках лучшей доли. Но на отпуск они непременно возвращались в родные края.
Наталья радушно принимала гостей. Она умела и любила готовить, брала на себя все заботы по хозяйству. Сначала приезжали лишь по отдельности сестры и братья, затем стали собираться целыми семьями.
Гостям доставляло удовольствие то, что им не приходилось думать ни о питании, ни о стирке и глажке, ни о развлечениях. Что у хозяйки не оставалось времени на себя, прибывшие не замечали. Или предпочитали не замечать.
А вот дочке Тамары, Ольге, надолго запомнился просторный двор, заполненный родственниками всех возрастов, приезжавшими отдохнуть. Иногда за один приезд собиралось до двадцати человек. Все замечательно проводили время: отдыхали, купались на пляже. Мать не покладая рук обслуживала всех и при этом ходила на работу. Никто, кроме дочери, не помогал. Зачем? Ведь они на отдыхе…
Именно Ольга стала причиной конфликта. В подростковом возрасте она напрямую обратилась к двоюродной сестре-ровеснице, томившейся от безделья, с просьбой помочь на кухне. В ответ услышала:
– Ты что, совсем с ума сошла? Меня же сюда привезли отдыхать…
Разговор услышала Наталья Ивановна, возвращавшаяся с работы почти без сил. И здесь хозяйка не выдержала. Она открыто высказала родне всё, что о ней думала.
Через час двор и дом опустели. С тех пор Наталья перестала впускать на порог племянников, братьев и сестёр. А ведь многие, даже знакомые знакомых, просились на бесплатный отдых.
Лишь спустя годы Наталья узнала, что родня распространяла слухи о том, как их выставили за дверь, и как называют хозяйку. Женщина сильно переживала и даже заболела. Она пыталась наладить контакты с братьями и сёстрами, отправляла множество писем, но не получила ни одного ответа.
Время шло. Дочь выросла, вышла замуж. Внучка подросла. Екатерина настояла на продаже дома. Бабушка согласилась: ухаживать за огромным домом стало слишком трудно. Она переехала в уютную квартиру и начала обживаться, радуясь, что всё сложилось так удачно.
Новым владельцам, связанным с домом многими воспоминаниями, прежние хозяева оставили свои и бабушкины контакты — мало ли что… Спустя год взволнованная Наталья Ивановна позвонила дочери и внучке:
– Здесь человек тридцать собралось. Сидят у калитки с чемоданами и требуют немедленно впустить и устроить всех. Ничего слушать не хотят и кричат, что никуда не уедут. Новые хозяева в полном ужасе…