После отъезда отца Елена осталась проживать с бабушкой Ниной, которая занималась приготовлением пищи, стиркой и ходила за покупками. Уже в первый день бабушка сообщила внучке, что именно ей предстоит убирать квартиру. Одновременно она выделяла девочке определённую сумму карманных денег, чётко объясняя, на что их разрешается тратить. Их разговоры ограничивались бытовыми вопросами.
Елена знала, что отец пересылает деньги, однако о том, где он живёт и чем занимается, ей ничего не было известно, да и спрашивать у бабушки она не решалась.
Алексей же отправился в Одессу и устроился на одно из рыболовных судов. Труд был тяжёлым, но именно такой род деятельности ему был необходим в тот момент. Спустя три года он покинул судно, обрел работу электрика в порту, женился на женщине с двумя детьми и взял на себя воспитание её сыновей. О месте проживания и жизни дочери Елены он не имел сведений и не стремился их узнать.
Тем временем Елена окончила школу, но не смогла поступить в университет из-за недостаточного количества баллов. Она продолжила обучение в колледже и по-прежнему жила с бабушкой. После окончания второго курса девушке исполнилось восемнадцать лет. На следующий день, в субботу, бабушка разбудила Елену.
– Вставай, мне нужно поговорить с тобой.
После того как Елена умылась и уселась в кресло, бабушка сказала:
– Я пообещала твоему отцу, что буду жить с тобой до тех пор, пока тебе не исполнится восемнадцать. Своё слово я сдержала. Сегодня я уезжаю. Вот документы на квартиру – теперь она принадлежит тебе. Вот коммунальные счета – их необходимо оплачивать ежемесячно. Вот банковская карта – на неё ещё два года, пока ты учишься, будет поступать твоя пенсия. Раньше сюда отец переводил алименты, но теперь их не будет. На карте сейчас восемьдесят шесть тысяч гривен. Этого тебе должно хватить, пока найдёшь работу. Не откладывай – деньги быстро закончатся.
Взяв дорожную сумку, бабушка направилась к выходу.
– Да, – остановилась она, – советую тебе не продавать квартиру. Впрочем, живи, как считаешь нужным.
Оставшись одна в просторной трёхкомнатной квартире, Елена размышляла о том, что всё могло сложиться иначе: рядом находились бы папа и мама, а по комнате бегал малыш, которому сейчас почти исполнилось бы три года.