— Я не намерена увольняться, — твёрдо заявила она. — И мне положен законный отпуск.
— Хорошо, — неожиданно спокойно ответил директор. — Идите в отпуск. Но после возвращения не удивляйтесь, если ваша должность будет занята более… приспособленным сотрудником.
— Вы не вправе уволить меня за то, что я воспользовалась законным отпуском, — Тамара Сергеевна почувствовала, как к лицу подступает жар.
— Кто вообще говорил об увольнении? — Андрей Викторович развёл руками. — Возможно, вас просто переведут на другую должность. С понижением. Или уменьшат ставку. В конце концов, оптимизация процессов — часть моей работы.
Тамара Сергеевна поднялась, ощущая, как колени предательски дрожат:
— Я вас поняла, Андрей Викторович. Можно идти?
— Безусловно, — он улыбнулся, явно довольный своей небольшой победой. — Обдумайте мои слова.
Вернувшись в кабинет, Тамара Сергеевна закрыла дверь и глубоко вдохнула, стараясь обрести спокойствие. Руки дрожали, виски пульсировали. Она достала из сумочки таблетки от давления и запила их водой из бутылки.
Что предпринять? Сдаться и отказаться от отпуска? Или отстоять свои права, рискуя карьерой? В её возрасте найти новую работу будет чрезвычайно сложно, особенно с аналогичной зарплатой. А деньги нужны — на лекарства, помощь сыну с внуком, ремонт квартиры, который она откладывала уже несколько лет.
Размышления прервал звонок телефона. Звонила Ольга.
— Ниночка! Я поговорила с племянником. Он сказал, что твой директор не имеет права отменять уже утверждённый отпуск! Это явное нарушение трудового законодательства. Если хочешь, Костя готов проконсультировать тебя бесплатно.
— Спасибо, Валя, — Тамара Сергеевна вздохнула. — Но боюсь, дело не в юридической стороне. Андрей Викторович ясно дал понять, что если я уйду в отпуск, то по возвращении могу потерять должность. Формально всё будет законно — сокращение, оптимизация, перевод…
— Это шантаж! — возмутилась Ольга. — Нужно обращаться в трудовую инспекцию!
— И что я скажу? Что директор намекнул на возможные оргвыводы? Это же не прямая угроза.
В дверь постучали, и в кабинет заглянула Светлана Михайловна, заместитель Тамары Сергеевны — молодая женщина около тридцати пяти лет, умная и исполнительная.
— Валя, я перезвоню, — быстро сказала Тамара Сергеевна и положила трубку. — Заходи, Люда, что случилось?
— Тамара Сергеевна, — Светлана села на стул напротив. — Я слышала о вашем конфликте с директором по поводу отпуска.
— Новости быстро распространяются, — грустно улыбнулась Тамара Сергеевна.
— Хочу сказать, что полностью на вашей стороне, — решительно произнесла Светлана. — И не только я. Весь отдел возмущён. Мы готовы подписать коллективное письмо в защиту вашего права на отпуск.
— Что? — Тамара Сергеевна удивлённо посмотрела на коллегу. — Но зачем вам это? Вы рискуете вызвать недовольство директора.
— Потому что это несправедливо, — просто ответила Светлана. — Вы столько лет посвятили институту, всегда помогали нам. Теперь наша очередь поддержать вас.
Тамара Сергеевна почувствовала, как слёзы наворачиваются на глаза. Она не ожидала такой солидарности от коллег.
— Спасибо, Люда. Это очень трогательно. Но я не хочу, чтобы из-за меня у кого-то возникли проблемы.
— Не беспокойтесь об этом, — Светлана улыбнулась. — Знаете, не только наш отдел готов вас поддержать. Я говорила с ребятами из проектного и технического — они тоже считают, что новый директор слишком резко себя ведёт. Все устали от его авторитарных замашек.
В этот момент телефон на столе Тамары Сергеевны зазвонил. Она подняла трубку:
— Бухгалтерия, слушаю.
— Тамара Сергеевна, это Сергей Николаевич, — раздался знакомый голос утреннего посетителя. — Мы с вами встречались сегодня утром в кабинете директора. У меня есть к вам предложение. Не могли бы вы спуститься вниз? Я жду в холле.
Заинтригованная, Тамара Сергеевна согласилась:
— Конечно, буду через минуту.
Сергей Николаевич сидел в одном из кресел для посетителей в холле. Увидев Тамару Сергеевну, он встал и приветливо улыбнулся:
— Спасибо, что спустились. Хотел поговорить с вами без посторонних.
Они вышли на улицу и неспешно двинулись по аллее, окружающей здание института.
— Тамара Сергеевна, я в курсе вашего конфликта с новым директором, — начал Сергей Николаевич. — И хочу сразу сказать, что считаю его позицию ошибочной.