Вася вызывал у всех скорее недовольство, чем злость. Деньги у него были, но он вознамерился учить остальных, что сами должны заботиться о себе!
— Где это видано, чтобы у родного человека, у которого денег — куры не клюют, заставлять себя самим напрягать? Нужно просто найти подход, чтобы он стал делиться!
Подходов придумывали столько, что невозможно сосчитать: то пожар, то потоп; то дети заболели, то родители постарели; то катастрофа, то природный катаклизм; то луна в неправильной фазе, а Меркурий в ретрограде.
Идеи были хорошие, но Вася оказался не таким! Он приезжал, осматривал все, делал выводы, выводил на чистую воду и уезжал обратно в свой маленький городок! Беспредел, с какой стороны ни посмотри!
Единственное утешение — когда он приезжал как на праздник или в гости, всегда приносил подарки. Никого не обходил вниманием и не скупился. Но хотелось бы, чтобы он раскошелился основательнее.
Тем не менее его приглашали на все праздники, чтобы хоть что-то получить от такого дерзкого родственника. На дни рождения, именины, годовщины и памятные даты. А на календарные торжества — обязательно!
И вся родня собиралась, включая крохотных младенцев, лишь бы Вася всех одарил!
Вот и на годовщину родительской свадьбы собралось все семейство: мать, отец, сестра матери, трое братьев, двое двоюродных, пятеро невесток и бесчисленное множество племянников.
А Васи все нет и нет! Все ждут, не начинают! Голодными глазами пересчитывают пустые тарелки! Конечно, начали сплетничать, перемывая косточки от негодования и возмущения.
Но Вася задержался ненадолго. В дом не рвался, сел под открытым окном. Очень уж любопытные разговоры вели его родственники. Когда же решили не дожидаться, он и вошёл.
***
С появлением Васи все сразу затихли. Только Вера Федоровна тихо пробормотала:
— Ой, мы даже не заметили, как ты подъехал!
— Машина новая, — сухо ответил Вася. — Электрическая, бесшумная. В отличие от вас! Ещё на подъезде слышал, как вы меня поносили!
— Что не скажешь в шутливом разговоре, — усмехнулся Дмитрий. — Просто время скоротать!
— Дим, ты хоть и старший, но ума маловато, — заметил Вася. — Полчаса я под окном наслаждался тем, как вы выставляете меня крайним во всех бедах.
И у меня возник вопрос: «Почему вы сами не пытаетесь чего-то добиться?»
Правда! Руки есть, ноги есть! Головы у всех на месте! Жёны, дети! Для них почему так трудно подняться с дивана и сделать хоть что-то?
Я не говорю о бизнесе, инвестициях или биржевых торгах! А просто заработать, чтобы пристройку эту несчастную построить, баню новую соорудить, да дом привести в порядок!
Вы же здесь живёте! Это ваш дом! И ваши семьи!
Наступило напряжённое молчание.
— А вы меня грязью обливаете, что я вам ничего не дал! Стыдно должно быть!
За спиной Вася уже наслышался всяких слов под окном. А теперь слышал то же в лицо, но ещё резче и жестче. Каких только эпитетов для него не придумали! Обложили, обласкали.
Вася выслушал и ответил:
— И вы ещё спрашиваете, почему я на вас не тратился? Вот почему! Потому что вы все — гнильё! Гнилое семя!
А почему я такой? Не похожий на вас? Может, мать меня не от своего мужа родила! Но я ей за это благодарен!
Он развернулся и ушёл. Больше в родной дом не возвращался. Лишь когда родителей не стало, приехал и устроил похороны.
При этом с братьями ни слова не сказал. Будто и не встречался с ними вовсе.
Для них он всегда оставался изгоем. Изгнанником. Чужим. Но в такой семье, чтобы стать человеком, лучше быть чужаком, чем гнить вместе с ними.
— Жаль, конечно, но родню не выбирают. А если такая, то лучше забыть о них!
За праздничным столом
Автор: Захаренко Виталий