Одним мужем Раиса не ограничилась — у неё их было четверо. С первыми тремя браки распадались меньше чем за год.
— Не сошлись характерами! — неизменно повторяла она, оправдываясь перед близкими.
С четвёртым супругом она прожила чуть дольше — три года. Но и этот союз закончился расставанием, несмотря на то, что у Раисы на руках осталась маленькая дочь, а впереди маячила лишь горечь разочарования и полное отсутствие надежд на семейное счастье.
— Ну что за мужчины пошли?! Ни интереса, ни желания! Ни семья им не нужна, ни дети! А жена вообще как мебель — слова ей сказать нельзя! — возмущалась Раиса, приехав в гости к сестре. — Вот ты с Богданом живёшь — тебя всё устраивает?
Муж Оксаны, Богдан, молча расставил чашки с чаем по столу и взял племянницу на руки:
— Поболтайте спокойно. Я Марту сам уложу.
Сонная Марта уже давно клевала носом, но матери было сейчас совсем не до неё.
Ещё бы! Вся жизнь пошла наперекосяк. Всё снова начинать заново!
— Ну вот скажи мне! Ни рыба ни мясо! — в сердцах хлопнула по столу Раиса сразу после того, как дверь за Богданом закрылась. — Как ты вообще с ним живёшь?! От скуки повеситься можно!
— А я хорошо живу, Раиса! — Оксана улыбнулась сестре и придвинула к ней корзинку с печеньем. — Пей чай давай. Ты ведь голодная?
— Целый день во рту крошки не было! — призналась та и тут же принялась за печенье. — Только подумай: я опять одна!
— Раисочка… Может тебе стоит стать немного мягче? Зачем ты всё время борешься? Оно того стоит? Жизнь-то идёт мимо… Сегодня так, а завтра Марта вырастет да замуж выйдет и уедет куда-нибудь строить свою судьбу. И правильно сделает. А ты останешься одна…
— Ох уж ты мне, Оксанка! Какая же ты наивная! Да разве в этом дело?!
— А в чём тогда?
— В том, что верить никому нельзя! Все обманывают!
— Даже я?
— И ты тоже! Рассказываешь мне сказки про любовь к своему Богдану, а сама рожать от него не торопишься! Это о чём говорит? Нет там никакой любви!
— Кого нет? — Оксана перестала улыбаться.
— Любви вашей этой нету вовсе! Пустой звук это всё! Если женщина от любимого мужчины детей иметь не хочет – значит никогда его по-настоящему и не любила!
Оксана сразу ничего не ответила. Подошла к плите проверить чайник ладонью, смахнула слезы и еле слышно произнесла:
— Иногда дело вовсе не в желании… Хочу я… Очень хочу… Но просто не могу… Не быть мне матерью…
Раиса вскочила со стула и обняла сестру крепко-крепко:
— Кто тебе сказал такое?! Врачи? Да брось их слушать! Я тебе лучших специалистов найду – родим мы тебе малыша обязательно! Счастье будет – увидишь!
Но одного желания оказалось недостаточно. Упорства Раисы тоже оказалось мало в этом деле. Судьба распорядилась иначе…
Оксана стала матерью – но совсем другим путём. Родных детей у неё так никогда и не появилось. Но если бы кто-то осмелился сказать ей хоть слово о том, что приёмные сын и дочь – дети дальних родственников Богдана – ей чужие… Тому человеку пришлось бы несладко. Даже с любимой сестрой она из-за этого серьёзно поссорилась.
— Зачем тебе чужие дети, Оксанка?! Свои ещё будут!
— Раиса… Мне почти сорок лет уже… Если бы это было возможно – оно бы уже случилось давно… А теперь что делать? Детей этих куда девать? В приют?!
— Да какая тебе разница?! У твоего Богдана родни полно – пусть берут те, кому надо!
— Мне надо!!! Ты понимаешь?! Мне!!!
— Эх ты… И в кого ж ты такая?!
— Какая?
— Упрямая да глупая… Это же обуза страшная…
Оксана резко оборвала разговор:
— Хватит уже говорить ерунду… Тебе пора домой идти… Там тебя Марта ждёт.
Раиса фыркнула:
— Марту пока нет дома – она в лагере до следующей недели… А тут такой сюрприз от тебя!.. На глаза мои можешь больше не попадаться – ясно?! И помощи моей больше не проси раз уж слушать меня отказываешься!
Уже убегая вниз по лестнице вся кипящая от злости из-за того, что её никто всерьёз так и не воспринял, Раиса услышала тихий вопрос сестры вслед:
— Откуда ж в тебе столько злобы?..
Ответа Оксана так никогда и не получила: Раиса действительно затаила обиду надолго. Она полностью прекратила общение с семьёй сестры: ни звонков ей больше не делала, ни приглашений домой; даже дочери запретила навещать тётю или разговаривать с ней.
Но Марта ослушалась мать: она искренне любила Оксану и сразу приняла названных брата с сестрой как родных; потому часто бегала к тёте тайком – благо жили они совсем рядом.
А вскоре Богдан получил предложение занять новую должность в другом городе…
