– Ирин, ты уже написала список покупок? – Раиса перебирала старые ёлочные украшения в потрёпанной коробке. – Мандарины подскочили в цене ужасно, вчера видела по восемьдесят гривен.
– Да, мам, составила. Но давай в этом году обойдёмся без десятка салатов? – Ирина устроилась на диване с ноутбуком на коленях. – Помнишь, в прошлом году половину пришлось выбросить?
– Так это потому что нас было немного. В этом году будет веселее. Артём с Оленькой уже ждут не дождутся праздника. Вчера Оля звонила — интересовалась, будем ли мы делать тот торт с безе, что я летом готовила.
Раиса достала стеклянную фигурку Снегурочки и аккуратно протёрла её тряпочкой. Этой игрушке было лет сорок — покойный муж купил её ещё тогда, когда Юрий был совсем маленьким.
– А ты Юрия с семьёй пригласишь? – Ирина оторвалась от экрана и посмотрела на мать.

– У них наверняка свои планы. Полина ведь любит ездить к своим родителям на праздники — у них там целый дом, не то что наша квартира. Да и стол у нас максимум на шесть человек раскладывается — если больше соберётся, уже тесновато будет.
– Мам, ну так нельзя же… Они ведь тоже часть семьи.
– Конечно семья. Я Юрию позвоню, узнаю их планы. Но ты же знаешь Полину — она каждый раз чем-то недовольна: то пыльно ей у нас, то запах ей не нравится… хотя я уже три года как бросила курить! То дети устали у неё… всё время какие-то претензии.
Ирина хотела возразить, но промолчала: тема отношений между матерью и невесткой была болезненной уже много лет. Всё началось с мелочей и со временем превратилось в настоящую холодную войну.
На следующий день Раиса набрала номер сына. Юрий ответил после третьего гудка — видно было занят делами.
– Приветик, сынок! Не мешаю?
– Привет, мам! Нет-нет, у меня как раз перерыв. Как ты?
– Всё хорошо. Хотела узнать про Новый год — какие у вас планы?
– Полина уже договорилась с родителями: они ждут нас утром тридцать первого числа. У них традиция такая — весь день вместе готовят еду и вечером собираются за столом.
Раиса почувствовала облегчение и постаралась это скрыть за спокойным голосом:
– Понятно… Ну может хоть заглянешь днём тридцать первого? Хоть ненадолго? Ирина твой любимый салат сделает — с грибами!
– Постараюсь выбраться хоть на часик… Если получится.
– Хорошо тогда… Не буду отвлекать тебя больше. Обнимаю!
Положив трубку обратно на столик, Раиса задумалась: вроде бы всё правильно — места действительно мало да и атмосфера напряжённая каждый раз при визите Полины… Но где-то глубоко внутри закралось сомнение.
Прошла неделя. Было двадцать четвёртое декабря. Лилия сидела за уроками, когда зазвонил телефон – на экране высветилось имя Оленьки.
– Приветик, сестричка! – голос двоюродной сестры звенел от радости. – Ты даже представить себе не можешь! Бабушка придумала настоящее новогоднее шоу! Мы с Артёмом будем участвовать: он будет Дедом Морозом, а я Снежинкой! Костюмы она нам уже шьёт! Будут конкурсы и подарки! Она сказала – это будет самый лучший Новый год!
Лилия почувствовала неприятное щемящее чувство внутри груди.
– А мы… мы тоже участвуем?
– Вы? А разве вы придёте? Бабушка сказала нам, что вы поедете к другой бабушке…
– Нам никто ничего не говорил про праздник…
– Ой… может я перепутала чего-то… Ладно мне пора – мама зовёт! Пока!
Лилия осталась сидеть с телефоном в руках; слёзы подступили к глазам сами собой… Почему Раиса их не пригласила? Почему для Оленьки и Артёма нашлось место в празднике… а для них нет?
Михаил вошёл в комнату сестры без стука — так было принято у них дома.
– Чего ревёшь?
– Бабушка Раиса всех позвала встречать Новый год… кроме нас… Соня только что звонила… рассказывала про праздник…
Михаил сел рядом:
— Может родители знают об этом?
— Пойдём спросим…
Полина как раз готовила ужин на кухне; увидев детей с серьёзными лицами сразу поняла — что-то произошло.
— Мамочка… а почему бабушка Раиса нас не пригласила на Новый год?.. – Лилия старалась говорить спокойно, но голос дрожал от обиды.
— Что вы такое говорите?.. Какой Новый год?
— Оля только что звонила… говорит бабушка устраивает большой праздник: представление будет… подарки всем…
Полина выключила плиту и присела за стол:
— Наверное какое-то недоразумение вышло… Папа говорил мне недавно: мама знает о наших планах поехать к бабушке Мотре и дедушке Павлу…
— Но она даже не спросила хотим ли мы прийти!.. – Михаил редко повышал голос… но сейчас удержаться не смог…
Полина набрала номер мужа:
— Юра? Можешь говорить?.. Тут дети расстроены из-за Нового года у твоей мамы… Оля хвасталась Лиле праздником… Что значит «звала только тебя ненадолго»? А дети?.. Ясно… Приезжай скорее домой — нужно поговорить…
Повесив трубку, Полина посмотрела на детей.
