— А мне, по-твоему, легко каждый день подстраиваться под её представления о том, как всё должно быть?
— Ну не веди себя как маленькая! — раздражённо бросил муж. — Из-за какой-то кофты расстраиваешься! Купим другую — не проблема.
И вот тогда до меня окончательно дошло: он действительно не осознаёт, насколько это важно. Для него — пустяки, для меня же — ежедневное стирание границ моей личности.
Прошёл месяц, и случилось то, что стало настоящей точкой невозврата. Людмила решила устроить «генеральную уборку» в нашей спальне. Пока я была на работе, она разобрала мой письменный стол — тот самый, где я вела семейный бюджет и хранила личные бумаги.
— Мария, ну что у тебя за бардак был! — встретила она меня у двери. — Столько ненужных бумажек! Я всё выбросила и оставила только то, что действительно нужно.
Среди этих «ненужных бумажек» оказались мои материалы для курсовой работы. Я училась заочно на второе высшее образование и мечтала сменить профессию. Полгода записей, выписок и планов исчезли в мусорном ведре по её решению.
— Где мои записи? — спросила я сдержанно.
— Какие ещё записи? А-а… эти каракули? Конечно выбросила. Мария, ну зачем тебе эти учебники в твоём возрасте? Лучше о семье подумай!
Я опустилась на стул и попыталась прикинуть масштаб потерь. Полгода труда пошли насмарку. До экзамена оставалось всего две недели. Восстановить весь материал за такой срок было нереально.
— Я готовилась к экзамену… — прошептала я почти беззвучно.
— Ну и что такого? Пересдашь через год! Не конец света же! А вот семьёй заниматься нужно сейчас, пока есть время. Дмитрий у тебя муж хороший, но мужчины такие непостоянные… Не уследишь — увлечётся кем-то помоложе.
Дмитрий вернулся поздно вечером, когда я уже лежала в кровати. Он молча переоделся и лёг рядом.
— Что произошло? — спросил он после паузы, заметив моё подавленное состояние.
— Твоя мама выбросила все мои конспекты… Я теперь не смогу сдать экзамен.
