К вечеру Маричка была совершенно измотана.
Она приготовила ужин на девятерых, перестелила постели, организовала всем спальные места, перемыла гору посуды и уложила спать четверых детей. Раиса с сестрой устроились на веранде с чаем и оживлённо обсуждали семейные дела.
— Ты только подумай, Юлия, как мне повезло с внуками! — доносилось до Марички. — Я им такую дачу обустроила: воздух свежий, природа кругом! Каждый день провожу с ними время…
Маричка сжала губы и направилась в душ. Холодная вода немного уняла раздражение.
Утром она обнаружила опустевший холодильник — гости устроили себе ночной перекус после того, как она легла спать. Пришлось срочно идти за покупками, тащить тяжелые пакеты и снова готовить для всей компании.
— Раиса, — попыталась она вновь обратиться к свекрови, — может, вы выйдете с детьми погулять немного? Или хотя бы поиграете с ними?
— Ой, Маричка, у меня давление что-то шалит сегодня, — тут же откликнулась та. — Да и что я с ними буду делать? Ты же мама — тебе лучше знать. А мы с Юлией пока фотоальбомы полистаем.
К обеду Маричка уже едва держалась на ногах. Дети сцепились из-за игрушек, гости раскидали вещи по всему дому, а свекровь с сестрой требовали «чего-нибудь вкусненького к чаю».
— Не понимаю, чего ты такая раздражительная стала, — заметила Раиса после того как Маричка в очередной раз сделала детям замечание за беготню по дому с едой. — В твоем возрасте я и работала полноценно, и детей растила без нянь, и свекрови помогала! А ты только дома сидишь да нервничаешь!
Маричку чуть не передёрнуло от возмущения. Её «сидение дома» включало удалённую работу редактором по ночам — единственное время суток, когда в доме было тихо.
Когда в пятницу вечером приехал Богдан, Маричка выглядела полностью выжатой. Он сразу заметил её состояние: поздоровался с матерью и её гостьей, немного поиграл с детьми и лишь потом отвёл жену в сторону.
— Что происходит? — спросил он вполголоса.
— Твоя мама приехала вместе со своей роднёй. Без предупреждения. На неделю! — выдохнула Маричка. — Я уже третий день готовлю для всех подряд, убираю за ними и развлекаю чужих детей… А она всем рассказывает про то, как «устроила нам дачу» и «занимается внуками».
Богдан нахмурился:
— Почему ты мне не сказала?
— И что бы ты сделал? Приехал среди недели и выставил свою маму за дверь?
Он тяжело вздохнул:
— Конечно нет… Но мы бы нашли решение вместе.
Позднее вечером дети уснули; гости смотрели телевизор. Богдан вышел на веранду вместе со своей матерью.
— Мам… Нам нужно поговорить.
— Конечно же! — просияла Раиса. — Как хорошо, что ты приехал! А то Маричка совсем какая-то нервная стала последнее время… С детьми не справляется вовсе! Хорошо хоть я здесь помогаю!
Богдан внимательно посмотрел на мать:
— Мам… А когда ты последний раз проводила больше пятнадцати минут один на один со своими внуками?
Раиса замялась:
— Что значит «один на один»? Я ведь всё время рядом!
— Нет… Ты просто находишься поблизости от них. Но это не одно и то же: ты не играешь с ними всерьёз, не читаешь им книжки перед сном и даже не гуляешь вместе… Ты просто присутствуешь рядом и постоянно указываешь Маричке на её ошибки.
