Восемь лет назад не стало Николая.
— Оксанка, ты что-то напутала, — недоверчиво произнесла Екатерина.
— Нет-нет, я не о покойном. У нее теперь новый супруг. Они поженились полгода назад. А сегодня оформляли кредит — на ее имя.
Екатерина опустилась на стул — ноги будто отказались держать.
— Какой еще муж? И при чём тут кредит?
Выяснилось: сумма огромная. Кредит был взят под залог квартиры, которую Валентина получила «в подарок» от сына пять лет назад. Той самой квартиры, которую Александр переписал на мать по её настоятельной просьбе — «а вдруг с нами что-то случится, куда ей тогда податься».
И этот муж… Пятый по счёту, если учитывать официальные браки. Богдану было шестьдесят восемь, познакомились через сайт знакомств: подтянутый мужчина с военной выправкой и аппетитами юнца.
— Она взрослая женщина, — сказал тогда Александр, когда Екатерина ошарашенно рассказала ему обо всём. — Имеет право принимать решения.
— Даже такие? Под залог квартиры, которую мы двадцать лет выплачивали?
Он промолчал. Глаза опустил в пол — словно провинившийся ученик.
***
Кредит удалось погасить. Продали дачу и машину, влезли в долги по уши — но справились. Богдан исчез спустя три месяца после свадьбы, прихватив всё ценное из дома. Валентина плакала навзрыд, требовала сочувствия и жаловалась на несправедливость жизни. Но ни разу — ни единого раза — не сказала «прости».
— Я пострадавшая сторона! Меня обманули! Мне нужна поддержка родных!
Семья поддержала её. Как всегда.
А потом Валентина снова позвонила.
— Тарас собирается жениться! Прелестная девушка у него, между прочим, из приличной семьи. Им ведь жильё нужно.
— Они пока арендуют квартиру… — осторожно заметила Екатерина.
— Арендуют? Это же несерьёзно! Квартира Александра фактически принадлежит Тарасу! По наследству должна была бы перейти ему!
— Сейчас она оформлена на меня… После всей той истории мы…
— Вот именно! — голос свекрови стал тверже и холоднее. — На тебе оформлена! А ты нам чужая! А Тарас наш родной внук! Перепиши квартиру на него — и все будут счастливы!
***
Галина жила этажом ниже. На следующий день после разговора с Валентиной они пересеклись у почтовых ящиков.
— Екатерина, ты чего такая бледная? Муж чем-то задел?
— Свекровь…
Галина усмехнулась себе под нос и как-то незаметно для себя Екатерина уже сидела у неё на кухне с чашкой горячего чая в руках.
