— Ганна, — Оксана подошла к мужу и встала рядом, плечом к плечу. — Сегодня вы дали мне прекрасный совет. Вы сказали: «Мудрая женщина должна уметь избавляться от всего лишнего в доме». Я с этим полностью согласна.
— Это ты меня сейчас мусором назвала?!
— Я говорю о негативе, — спокойно пояснила Оксана. — О сплетнях, злости и попытках манипулировать. Заберите свои пакеты с просроченными продуктами. Мы не свалка.
Свекровь судорожно хватала воздух ртом, словно выброшенная на берег рыба. Её главное средство давления — скандал — обернулось против неё самой.
— Меня здесь больше не увидите! — прошипела она, схватив сумку. — Еще приползете ко мне! Прокляну вас!
Дверь с грохотом захлопнулась.
В квартире воцарилась тишина. Нарушил её первым Персик: он выбрался из-под дивана и подошел к Богдану, ласково потеревшись о его ногу и тихо замурлыкав.
— Как ты? — Оксана положила ладонь мужу на спину.
— Уже лучше, — выдохнул Богдан, обняв её за плечи. — Прости меня. Всё надеялся, что она изменится.
— Такие люди не меняются, Богдан. Они понимают только силу и границы.
Прошел месяц. В семье неожиданно воцарился покой: прекратились бессмысленные ссоры, у Богдана исчезли головные боли, а финансов стало хватать не только на ремонт квартиры, но и на запланированный отпуск. Персик тоже пошел на поправку: ветеринар отметил улучшение анализов и предположил, что ушёл источник стресса.
А Ганна…
Она решила пожаловаться соседкам во дворе на «неблагодарных детей». Рассказывала в красках о том, как невестка якобы поднимала на неё руку, а сын выгнал её из дома зимой. Но она упустила один важный момент: одна из соседок, Людмила, была подписана на блог Оксаны в соцсетях. Там Оксана время от времени делилась историями из жизни детского сада и… воспитания взрослых людей без имён.
— Ганна, побойся Бога уже, — прервала её монолог Людмила. — Мы все слышали твои крики в подъезде про то, как кота собиралась убить. И видели своими глазами: Оксана тебе сумками лекарства носила, а ты их выбрасывала в мусоропровод только потому что «не той марки». Следи за языком своим… А то ведь одиночество штука холодная.
Соседки отвернулись от неё одна за другой. Ганна осталась сидеть одна на лавочке среди шуршащих под ногами сухих листьев. Телефон молчал: сын не звонил; невестка даже не вспоминала о ней.
Это был бы подходящий момент для переосмысления… Но вместо этого она лишь крепче сжала губы и снова убедилась: весь мир против неё одной. Злая и одинокая старуха медленно побрела домой к своему старому телевизору — единственному собеседнику в её жизни.
А в квартире у Оксаны и Богдана пахло свежей выпечкой. На коленях у мужчины уютно устроился пушистый котёнок Персик; он сладко спал под тихое мурлыканье счастья и покоя. В этом доме больше не было места чужим злобным наставлениям или давлению извне. Справедливость ведь заключается вовсе не в страданиях других людей… Она приходит тогда, когда каждый получает именно ту жизнь, которую сам себе создал своими поступками и выбором пути.
